Автостометровка
  Боевая машина пехоты U-QRQ-C. Исторический «Запорожец» Константина Хачатурова, RT3A.

 

 «Когда появились Дороги, то люди стали ехать 
     туда, куда они ведут. Но истинный Мастер не 
     путает Путь и Дорогу.»
— Павел Иевлев, «УАЗДАО»

     «У меня всё самое страшное уже позади, я с «Запорожца» начинал. А первая машина — как первая женщина. Она дает возможность почувствовать себя настоящим мужиком… То есть, конечно, водителем. С ней познаешь таинства внутреннего устройства, особенности поведения, примеряешься к рулю и привыкаешь считать деньги в литрах топлива. И, с этой точки зрения, оригинальное изделие запорожского завода не имеет себе равных…»

Да уж, Павел Иевлев, знакомый многим читателям «За рулем», явно знает, о чем пишет. Автомобилисты понимают.

«Человеку, освоившему «Запорожец», ничего больше не страшно. Любая следующая машина вызывает восторг своими ходовыми качествами и радостное облегчение своей технической простотой. «Запорожец» — суровая школа автомобильной жизни. Тихоходный, плохо управляемый, склонный к постоянному перегреву, шумный и капризный — он требует от водителя недюжинной ловкости и хорошего знания матчасти.

Водитель «Запорожца» готов ко всему, и запас инструмента и запчастей может составить до трети ходового веса машины. Зато там, где владелец более современного автомобиля будет плакать в трубку мобильника, вызывая эвакуатор, опытный «запорожист» выпилит нужную деталь напильником из найденной в кювете железяки и поедет дальше.»

Эх… Заностальгировало что-то…

Константин Хачатурович, а где она сейчас, эта знакомая всем нам, тогдашним, боевая машина пехоты U-QRQ-C, этот твой сорокасильный «Запорожец»? Он же тогда был всем как родной.

В 1991-м последние метров сто от трассы до поляны слета мы его, груженного железом, пихали.

В 1992-м те же сто метров пришлось преодолевать тем же методом.

То есть явно произошло рождение традиции, которая впоследствии оказалась незаслуженно забытой. А устоявшиеся за тридцать лет традиции забывать — не по-человечески. И вроде как без традиций и слет — не слет.

Потому — возрождаем традицию, с включением автостометровки в программу слета.

Задача: переместить «Запорожец» на сто метров, при этом без разницы каким именно способом это будет сделано: можно с помощью телепортации, или — на нем доехать (если заведется), или дотолкать от старта до финиша, можно также запрячь коней, собак или трактор. Главное — факт преодоления дистанции.

Оценивается общее время преодоления дистанции. Судья – с секундомером.

Можно участвовать в индивидуальном заезде, или в командном, а можно, при желании, после своего индивидуального присоединиться к какой-либо команде и пройти дистанцию еще и в ее составе.

Количество человек в команде не ограничено, но условие такое, что если ехать, то вся команда должна вместиться в «Запорожец», а если толкать, то тоже — все вместе, а не прогуливаться рядом.

Еще обязательным условием для обеих категорий будет проведение радиосвязи между находящимся в движении на дистанции «Запорожцем» и базовой УКВ станцией слета. Алексей, RA3AKF, определит частоту, учитывая то, какая именно «болтушка» будет использована на дистанции. Если в «Запорожце» — мобильная УКВ станция, то можно воспользоваться и ею.

Фото: WallBox

В индивидуальных заездах гонщик использует для связи со станцией слета свой позывной/М, в командных — позывной станции слета/М. Если дистанция преодолена благополучно, но связь не состоялась — гонщик или команда снимается с зачета.

Судья автопробега, из числа опытных автомобилистов, будет представлен перед началом состязаний.

Прохождение стометровки — по очереди, которую определит жребий. Сперва — индивидуальные заезды, после — командные.

Команды должны выступать под выбранными их составом именами, к примеру: «Ясные соколы», «Формула-73», «Быстрые дятлы», «Уралмаш», «Ветерок», «Белочка» и т.п., что придумаете.

Если на дистанции закончится бензин, до допускается дотолкать «Запорожец» вручную, но зрители придти на помощь не могут.

На старте на переднее и заднее стекло автомобиля должен быть закреплен «номер»: позывной/М (для индивидуальных заездов), или название команды + позывной слета/М (для команд). Начальник канцелярии, то бишь «канцлер», обеспечит печать «номеров», так что гонщикам останется только прикрепить это дело скотчем. Машина без этих «номеров» на дистанцию не допускается.

Более подробно положение будет доработано и доведено до гонщиков судьей автопробега совместно с главным судьей слета.

Подведение итогов автостометровых состязаний и награждение победителей — 1-е, 2-е и 3-е места в каждом из этапов: индивидуальном и командном. Помимо этого, будет вручен приз зрительских симпатий и «За волю к победе».

Слет-2017. Фото Лилии, EW7L

Трасса будет расположена таким образом, чтобы финиш находился у штабной избушки, недалеко от QRQ-закусочной и базовой УКВ радиостанции, откуда по «громкой» будут транслироваться QSO.

Виночерпий, UA9FAR,
еще на прошлогоднем слете
начал готовить позицию для поста анти-ГАИ

Непосредственно за финишем, как принято, в кустах, будет находиться затаившийся пост анти-ГАИ (он же анти-ГИБДД, как кому нравится): за столиком с соответствующей табличкой прошедших стометровку будет поджидать Главный Виночерпий слета — Владимир, UA9FAR, с алкотестером. Каждому гонщику нужно будет подышать в трубочку, и высветившиеся циферки будут Виночерпием занесены в Антидопинговый Протокол, который, после подведения итогов будет вывешен на всеобщее обозрение на доске объявлений.

По результатам Виночерпий вручит дипломы и призы победителям этого допинг-контроля. Какие именно факторы будут учитываться при определении победителей — решать Виночерпию.

Помимо этого, после «подышать в трубочку» Виночерпий поднесет гонщику боевую стопку и анти-ГАИ-бутербродик. Олег, RD1A, будет запечатлевать все эти моменты.

Удивительно, но в числе автомобильных экспонатов Музея Индустриальной Культуры «Запорожца» не оказалось. Всякое разное есть, даже, кажется ереванский ЕрАЗ и чудо советского автостроения — «Москвич» 2141, а «Запорожца» нету. Явный недосмотр. Президентский же U-QRQ-C «Запорожец», через тридцать-то лет сейчас неизвестно где.

Может есть у кого? Стоит где-то в гараже, дожидаясь вот этого своего звездного часа? Если вдруг да, то дайте знать, будем готовить к старту.

Тем временем, так как слет уже не за горами, вступает в силу альтернативный вариант:

Указом мэра Радиограда — Юрия, 3W8AA, — на время проведения слета все находящиеся к тому времени в пределах территории Радиограда легковые автомашины будут считаться «Запорожцами», с закреплением, при заезде, на капоте и багажнике машины, таблички с указанием временной марки автомобиля: «ЗАПОРОЖЕЦ».

Пожалуйста, сразу по приезду получите в штабе «запорожские» таблички. Таким образом, все приехавшие на легковушках (включая внедорожники, но не включая трактора и танки, которые, впрочем, могут выйти на дистанцию вне категорий) смогут принять участие в автостометровке, как в индивидуальной, так и в командной категории, на своих «Запорожцах».

Отдавая дань традиции, и помня о цвете того самого исторического «Запорожца», вышеупомянутый указ мэра Радиограда вторым пунктом постановляет на время состязаний цвет всех участвующих в заездах «Запорожцев» считать условно красным. Подпись. Печать Радиограда. Указ будет вывешен на доске объявлений, сможете сфотографировать для истории.

Еще такой момент: зав. УКВ связью слета Алексей, RA3AKF, будет поддерживать трансляцию основной и запасной частот по «громкой», так что у кого будут с собой «болтушки» или автомобильные станции, на подлете к Радиограду связывайтесь, чтобы встречающая делегация была наготове с дипломом участника, всей бижутерией, и рюмкой именно того, что вы закажете по эфиру. Мы же коротковолновики, нужно эфир использовать при первой возможности, даже в таких мирных целях.

Конечно, ожидаемое участие в автостометровке таких матерых дальнобойщиков как Игорь, RN4W; Дмитрий, RA9USU/1U4UN; Игорь, RT5C, и других зубров автотрасс может испугать других гонщиков, но зато будет у кого поучиться мастерству.

А еще будет здорово прочесть истории — как кто добирался и что встретилось по дороге, вот как в прошлом году Игорь, RN4W:

     «Яндекс показывает , что можно добраться без пробок за 19-20 часов, на деле все намного больше. А если подумать, + на сон 3 часа, так и выйдет (без пробок и с большой скоростью) …
На обратном пути чуть сэкономил. Проехал через Владимир, а не в объезд. Ночь, пустые улицы (старый объезд г. Владимир) и новые впечатления. Как г. Владимир расстроился!!! Интересно было.»

     «Мужики, я дома. Обратно доехал за 22 с половиной. Домой дорога короче. И строители по воскресеньям не везде дорогу ремонтируют, повезло. Штрафов (чую) будет уйма . За обратный путь…
Около Воротынца «погонял» спортивную Порше. Он от такой наглости даже раз дал себя обогнать, но потом дал газу и я остался в его форваторе. Всем, еще раз СПАСИБО!!! Было здорово!!! (не забудьте про мохнорылова гондыра).»

и Игорь, RT5C, прибывший в прошлом году вместе с самым юным участником слета — сыном Арсением:

Игорь RT5C с сыном Арсением по дороге на слет-2017

     «Реальность поездки на слет любителей QRQ была под вопросом у меня до самого дня отъезда. Надо было забрать сына с каникул и привезти в Москву. Выбрали маршрут так, чтобы можно было заехать в Тульскую обл. В результате на дорогу до Азаровки ушло около 9 часов и к вечеру нужно было быть уже в столице. Проехали через Терновку, Воронеж, Тулу. У деревни Быковка, на подъезде к городу-герою Туле, отдали дань памяти защитникам Родины. Это тоже был один из воспитательных моментов для подрастающего поколения.
К сожалению, удалось пообщаться всего пару часов. Познакомиться с теми, с кем часто встречаемся в эфире.
Надеемся , что положительный настрой от встреч сохранится на многие годы.»

Судья будущей автостометровки мог бы взять на себя еще и составление сводной таблицы по всем участникам, по мере заезда: позывной, с какого QTH выезд, какой транспорт, сколько времени заняло, какие города по дороге были, сколько километров пройдено.

И чтобы эта сводная таблица красовалась на доске объявлений слета, рядом с картой мира, на которой каждый сможет нарисовать свой маршрут.

Награждение — первым по километражу: 1-е, 2-е и 3-е места.

На той же карте мира каждый сможет обставить флажками все QTH, куда его заносила судьба, и расписать по карте в соответствующих местах все свои прежние и нынешние позывные. И вот на то, что получится в результате будет действительно очень интересно посмотреть. Обязательно сфотографировать!

К тому же будет от такой карты и попутная польза: сразу будет видно кого нужно убедить с вами выпить для выполнения или перевыполнения дипломов программы «Пил с …».

Но сперва — на автостометровку, дабы вспомнить, что тот, прежний дух коротких волн, для которого не было границ, и в котором не было места для злобы и ненависти, а были лишь свобода, радио и братство, тот дух КВ, с которым даже пихание груженного по макушку железом «Запорожца» по бездорожью на слет было в радость, — он еще существует, вопреки продолжающимся усилиям разномастных гномов коммерциализировать и обездушить всё в чем есть душа: короткие волны, любовь, дружбу, и вообще все человеческие отношения.

«Раньше у человека и автомобиля были отношения. Человек любил автомобиль, и тот этой любовью одушевлялся. Рядом с нами было живое существо — с капризами и закидонами, но равно и с героизмом и самопожертвованием. То отказываясь заводиться на ровном месте, то дотягивая до гаража на двух цилиндрах и ядрицкой силе, оно имело характер, а значит и жизнь.

     Ведь что есть жизнь? — Это обладание собственной волей. Ты хочешь ехать, а машина — нет. И ты еще попрыгай вокруг, поуговаривай! В карбюратор подуй, провода погладь, разъемы потереби, в катушку поцелуй. Ну или хотя бы открой капот и посмотри туда долгим, выразительным, исполненным скорби взглядом.

     А потом… Потом мы их победили. Как мы умеем — насмерть.

     Машины стали покорны, анимизм ушел, и они умерли. Так же, как некогда умер Великий Пан, как, покинув Олимп, растворились в эфире Зевс и Гера, как уплыл по Днепру, обиженно свесив в темную воду золоченные усы, Перун. Ушли из леса лешие, из домов — домовые, из механизмов — гремлины. Умерли и автомобили, превратившись из членов семей в средства доставки. Безотказные, как всё неживое.

     Человечество повзрослело, поскучнело, обленилось и, покинув гаражи, прилегло на диван с ноутбуком, потупить в социальные сети и погонять в танчики. Там и задремало…

     Может, еще проснется?»